С Новым годом, дорогие друзья!
За последние дни, особенно за последние сутки, мы много говорили об итогах 2020 года, о его вызовах, уроках, испытаниях и подарках. Так у нас принято - провожать год. Но встречая Новый год, мы снова преисполнены оптимизма и надежд на все хорошее. мы не пытаемся спрогнозировать грядущие дни, но скорее хотим забыться в счастливом детском состоянии чуда и праздника, в котором нет запретов и ограничений, будто все возможно, и ни о чем не стоит жалеть, потому что завтра мы проснемся в совершенно другом мире. И конечно возвращение в будни будет очень тяжелым, как пробуждение от очень глубокого сна, когда мы несколько мучительно долгих секунд не можем вспомнить, кто я, где я, какой сегодня день и какова окружающая меня реальность. И как кстати сегодня Шаббат - день для покоя и рефлексии пройденного пути, но что еще важнее - для формулировки своих желаний для будущих шагов.
В первый Шаббат 2021 года мы читаем завершающую главу первой книги Торы, с которой Яков, прожив последние 17 лет своей жизни в Египте, дает последние благословения и напутствия на смертном одре. Он не подводит итоги прожитой жизни, не дает никакой оценки происходящему, но делает что-то гораздо более важное - честно смотрит в будущее и называет каждому сыну, и каждому будущему колену его судьбу. И если в юности выделения Иосифа среди остальных братьев могло трактоваться как личная симпатия, то теперь каждый принимает отцовское благословение безропотно, понимая, что будущее - это только не дар, полученный в наследство, а в большей степени результат твоих поступков и совершенного выбора. Кроме того, наша жизнь находится в диалоге с жизнью наших близких, особенно ярко это ощущается в воспроизведении и повторах в отношении детей и родителей.
Яков был тем, кто обманом получил благословение первородства у своего почти слепого отца. Мы тогда дискутировали, был ли Ицхак действительно обманут, или добровольно участвовал в сыгранном спектакле с переодеванием Якова в Эсава, потому что признавал, что Яков более достоин продолжить дело служения Единому Богу. Теперь Яков сам полуслепой на смертном одре. Он хочет благословить сыновей Иосифа как своих собственных детей, дав им то самое благословение первородства, потому что его первенцы от Леи (Реувен, Шимон) оказались недостойны лидерства. Но кроме этого Яков в момент благословения Эфраима и Менаше специально меняет руки местами, благословляя сначала младшего Эфраима и потом - старшего Менаше. Так Яков отвечает на события своей молодости: выбор не слепой, а вполне осознанный, несмотря на традицию первенства, несмотря на слепоту отца, он видит будущее и дает благословение тому, кто его сможет реализовать. "Йосеф сказал отцу: не так, отец мой! Вот этот - первенец, положи правую руку твою на его голову. Но не согласился отец его и сказал: я знаю, сын мой, знаю! И он тоже станет народом, и он тоже будет великим. Однако его младший брат возвеличится больше, и потомство его будет многочисленнейшим из народов." ( Берешит 48:19-20).
В своей последней речи, когда Яков открывает будущее каждому из сыновей, характеризует их, называет каждого по имени и определяет основную черту, только к двум из двенадцати сыновей Яков обращается лично - к Иегуде и Иосифу. Об остальных он говорит в третьем лице (за исключением первенца Реувена). И несмотря на личную привязанность Якова к Иосифу, главное внимание в описании будущего сосредоточено на Йегуде,через которого и будет воплощен Божественный замысел. Слова о Йегуде полностью обращены в будущее, именно его колено переживет разрушение Храма и Вавилонское изгнание, именно от него произойдет слово "иудей".
И напоследок немного о неслучайных совпадениях в числах. Иосиф прожил с отцом первые 17 лет своей жизни до того, как попасть в рабство. Яков прожил с Иосифом в Египте последние 17 лет своей жизни. Иосиф, который привел народ Израиля в Египет, умер в возрасте 110 лет, завещав, чтоб его кости вынесли из Египта при Исходе евреев, и также 110 лет прожил человек, при лидерстве которого евреи вернулись в землю Ханаан - Йегошуа бин Нун.
Так в Торе переплетаются судьбы отдельных людей и целых поколений, демонстрируя нам, как мы связаны каждый своим событием со своим прошлым, будущим, своей семьей и своим народом.
Так и мы сегодня может принять все, что происходит с нами как фрагмент очень большого непрерывного и сложного процесса в котором задействованы все, но при этот ответственен лично каждый. И как рука не может злиться на ногу, потому что они - часть одного организма, так и нам стоит с принятием отнестись ко всему, что нас окружает, как к части самих себя.
Шаббат Шалом,
Алла Мительман