+7 (812) 237-00-80
+7 (812) 946-28-83
Санкт-Петербург, ул. Мичуринская, д.1, лит. А пом. 21-Н (напротив крейсера "Аврора", вход со двора)
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

1. Где и когда возник прогрессивный иудаизм?

Движение прогрессивного иудаизма, именуемое также либеральным и реформистским, возникло в начале XIX века в Германии. Это была реакция на новую общественную ситуацию – обретение евреями равноправия и доступа к светскому образованию. Общепринятая тогда форма иудаизма не давала ответов на вопросы, вызванные новой ситуацией в Европе. Первые реформы касались упрощения ритуала богослужения, чтения проповедей на языке страны проживания, эстетики синагоги и музыкального сопровождения молитв.

Со временем центр реформистского иудаизма переместился в США. Там образовалось мощное течение, охватившее миллионы евреев. Сегодня это самое большое религиозное движение в еврейском мире, насчитывающее миллионы приверженцев на пяти континентах, в 36 странах мира. Важным его принципом является соответствие иудаизма духу времени, нуждам современного общества.

В Израиле первые попытки осуществить на практике принципы либерального иудаизма предприняли репатрианты из Германии уже в 30-е годы XX века. Однако широкое распространение прогрессивный иудаизм в Израиле начал обретать только в 60-е годы. В 1965 г. на съезде всех неортодоксальных общин Израиля было решено создать Движение, входящее в состав Всемирного Союза прогрессивного иудаизма. Сегодня оно насчитывает около 30 общин по всей стране, два кибуца Яэль и Лотан и поселение в Галилее Хар-Халуц. В рамках Движения действуют Центр еврейского плюрализма, образовательный центр имени Лео Бека в Хайфе, десятки детских садов и начальных школ, молодежное движение, отделение подготовки к армейской службе, и многие другие проекты.

2. В чем отличие прогрессивного иудаизма от ортодоксального?

Чертой, отличающей прогрессивный иудаизм от других течений еврейской религии, является то, что основной акцент делается на заповедях, касающихся отношений между людьми, этике и социальной справедливости, необходимости здесь, на Земле, участвовать в совершенствовании мира.

Прогрессивный иудаизм выступает против любого принудительного соблюдения религиозных заповедей. Личность имеет право, даже обязана сама формировать свою духовную жизнь. Поэтому в движении не существует единства мнений в вопросах ритуала. Так, например, некоторые его сторонники соблюдают предписания кашрута полностью, иные – лишь частично. Одни соблюдают субботу строго в соответствии с Галахой, а другие ищут собственный подход к пониманию святости Субботы. Это в личной жизни.

Что касается жизни в общине и в обществе, то тут члены движения стараются проявлять максимальную взаимную терпимость, чтобы не нарушать чужой семейный покой и нормальное функционирование общины. На общинных трапезах, например, еда подается только кошерная, так чтобы это устраивало всех. Как не существует обязательного единства мнений среди членов движения и его общин, так не существует и единой доктрины для реформистов, живущих в Израиле и в диаспоре. Это касается, в том числе, вопросов перехода в иудаизм – гиюра и бракосочетаний. Но и в решении этих вопросов определяющими факторами являются уважение к ближнему и взаимная терпимость.

3. Является ли прогрессивный иудаизм отходом от исторического иудаизма?

Наоборот! Прогрессивный иудаизм не только не уходит от исторического, но является очевидным последователем принципов еврейской традиции на протяжении столетий, предшествовавших догматизации иудаизма посредством повсеместного распространения кодекса «Шульхан арух». С момента возникновения иудаизм был открыт реформам. «И с этим будешь жить» — учили мудрецы, т.е. каждое поколение должно по-своему осмысливать иудаизм, приспосабливая его к месту и времени. Существенной чертой иудаизма всегда было то, что он чутко реагировал на требования новых поколений и умел приспособиться к постоянно меняющимся условиям еврейской жизни: от изгнания народа к свободе и снова к изгнанию, от независимости евреев к порабощению и к восстанию, от богатства к бедности и снова к процветанию.

С тех пор, как иудаизм ограничили законами Галахи, укрепилось мнение, будто вся его суть сводится исключительно к кодексу обрядов и бытовых предписаний. Постепенно сопротивление любым изменениям и нововведениям в общинах диаспоры становилось все сильнее. Процесс физического и духовного обособления евреев в гетто сопровождался их растущим страхом быть вовлеченными во внешний мир. Именно тогда динамичное развитие иудаизма, бывшее до тех пор его основой, остановилось и сменилось стагнацией. Таким образом, прогрессивный иудаизм фактически является возвратом к историческому иудаизму, существовавшему ранее, свыше 500 лет назад. Он ведет свое происхождение от пророков Израиля, подчеркивая подобно им приоритет принципов нравственности и социальной справедливости над формальным ритуалом. И в то же время, продолжает путь мудрецов Талмуда в том, что касается творческого толкования традиционных текстов и приведения их в соответствие с духом времени и места, дабы люди не отвергали заповеди, а могли их исполнить, ведя привычный образ жизни.

4. «Удобен» ли прогрессивный иудаизм?

Согласно еврейской традиции, человек несет полную ответственность за исполнение заповедей. Эту точку зрения разделяют и сторонники прогрессивного иудаизма, однако упор при этом делается на требования этического характера.

Ортодоксальному еврею зачастую живется проще, т.к. все заповеди для него определены раз и навсегда, а если и возникают какие-то сомнения, всегда можно обратиться к раввину и получить готовое решение. В основе прогрессивного иудаизма тоже лежат заповеди, но человеку предоставляется свобода выбора. Он обязан прислушаться к голосу своей совести и решить, какие заповеди и как ему соблюдать. Лишь в этом случае соблюдение заповедей будет осознанным, и потому действенным. Итак, в ортодоксальном иудаизме легко решать, но сложно исполнять, а в прогрессивном – легче соблюдать, но трудно выбирать.

Удобства в соблюдении заповедей не существует ни там, ни здесь. Но все-таки удобнее, наверное, придерживаться привычного образа жизни, без лишних размышлений. «Удобный» иудаизм – это иудаизм тех, кто ленится думать и поступает по заведенным шаблонам. Попробуйте сами и тогда уже решите, в самом ли деле прогрессивный иудаизм «удобен»?

5. В чем состоит новаторство прогрессивного иудаизма?

В своем развитии, встречаясь с меняющимися во времени и пространстве условиями, прогрессивный иудаизм не ограничивается необходимыми лишь сегодня изменениями и косметическим ремонтом устаревшей галахи, но стремится к обновлению заповедей и предписаний там, где это требуется жизнью. Так, исходя из нужд современного поколения, реформистское движение внесло изменения в текст молитв таким образом, чтобы молитва была доступной, и современный еврей мог молиться, понимая текст и принимая его. В литургию также добавлены тексты из ивритской прозы и поэзии разных эпох, близкие современному еврею.

Изменение положения женщины в современном обществе побудило реформистов пересмотреть ее положение в религии. Прогрессивный иудаизм настаивает на равных правах и обязанностях мужчин и женщин в том, что касается исполнения заповедей, религиозной и светской жизни. Женщина может занимать пост раввина, кантора, читать Тору, избираться на любую общественную должность как в общине, так и в государственных органах.

Женщины являются частью миньяна. Церемония совершеннолетия девочек (бат-мицва) отмечается восхождением к Торе. Брачный договор (ктуба) содержит взаимные обязательства обоих супругов, а не только обязательства мужа по отношению к жене, как принято у ортодоксов. Множество творческих нововведений вносится различными общинами и раввинами и в другие церемонии жизненного цикла, а также в праздники еврейского календаря. Им стремятся придать новый смысл, новое содержание: в этом выражается стремление прогрессивного иудаизма внести ценности, освященные традицией, в современную еврейскую жизнь, с тем, чтобы они могли служить основой для будущего.

6. Отношение к понятию Бога в прогрессивном иудаизме

Прогрессивный иудаизм видит в вере народа Израиля и его верности заключенному с Богом союзу ту основу, на которую в течение поколений опиралось еврейское самосознание. При этом сама вера меняла форму и содержание в соответствии со способностью каждого поколения осознать и воспринять идею Бога. Вопросы смысла человеческого существования, Божественной справедливости, жизни и смерти беспокоят и современного человека. События прошлого века, в центре которых Холокост и создание Государства Израиль, обостряют интерес к этим вопросам и поискам. Мы полагаем, что все эти факторы в конечном итоге должны привести думающего еврея к размышлениям о своем месте в мире и отношении к Божественному началу. Прогрессивный иудаизм не ограничивается представлениями о Боге, доставшимися от предыдущих поколений. Он ищет новые пути, чтобы донести суть Божественного откровения до сердца и разума современного человека.

7. Как относится реформистский иудаизм к противоречиям между религией и наукой?

Реформистский иудаизм не может игнорировать научные достижения последних веков. У современного человека зачастую возникают противоречия между религиозными верованиями и окружающей реальностью. Как можно преодолеть подобные противоречия? Можно принять веру и отвергнуть науку, как поступают многие ультраортодоксы. Можно принять науку и отвергнуть веру, как делают атеисты. А можно попытаться принять и то, и другое, и попробовать примирить, совместить их в своей жизни, как делает большинство сторонников прогрессивного иудаизма.

Наше движение придерживается принципов плюрализма и не навязывает своим членам готовых концепций и мнений. Одни привержены своим религиозным убеждениям и не интересуются научными принципами. Другие отрицают определенные религиозные верования исходя из принципов рационализма. Некоторым удается провести границу между своими религиозными верованиями и своими научными познаниями, а некоторым – примирить их между собой. Естественно, что к нашему движению присоединяются люди со сходными взглядами и убеждениями, но, в конце концов, каждый человек сам формирует свое мировоззрение. Что же касается движения в целом, то у него нет догматических концепций. Более того, взаимная терпимость и уважение к чужим взглядам представляют в наших глазах огромную ценность и являются частью наших религиозных убеждений. С самого начала прогрессивный иудаизм искал творческий синтез между традицией и реальностью, верой и наукой, формой и содержанием. Этого пути мы придерживаемся и сегодня, чтобы каждый мог жить в соответствии со своей верой и своими принципами.

8. В чем выражается позиция прогрессивного иудаизма в вопросах социальной справедливости?

Наше понимание социальной справедливости опирается на учение пророков Израиля, ставивших помощь ближним и заботу о нуждающихся превыше чистого ритуала. Общественная активность является для реформистского иудаизма неотъемлемой частью еврейского образа жизни, «ибо справедливости желаю, а не жертвоприношений…», как сказал пророк.

Такой позиции придерживается не только наше движение, но и многие другие группы внутри еврейского народа, стремящиеся к социальной справедливости. Реформистские общины оказывают практическую помощь нуждающимся, собирая для них значительные пожертвования, наши активисты работают в бедных кварталах, больницах, домах престарелых и инвалидов, но не ограничиваются этим. Наши общины ориентируют верующих на борьбу за справедливую организацию общества, разумное социальное законодательство и его строгое исполнение.

9. В чем состоит подготовка раввина, и каковы его функции?

Период подготовки раввина в Движении прогрессивного иудаизма длится в среднем около пяти лет. Программа включает в себя изучение: Танаха, Мишны, Талмуда, мидрашей, галахической литературы, еврейской истории и философии, литургии, педагогики и психологии, риторики и общинной работы. Студент обязан научиться решать проблемы, возникающие в человеческом коллективе, с которым ему, как раввину, придется иметь дело.

Существенное отличие в подготовке реформистских раввинов заключается в том, что они изучают, в том числе, общеобразовательные предметы, поскольку прогрессивный иудаизм требует широкого кругозора и, в то же время, углубленного изучения источников, включая их критику. Необходимым условием получения диплома в иерусалимском Хибру Юнион колледже является наличие второй академической степени в одной из областей иудаизма. У большинства же ортодоксальных раввинов подготовка ограничивается изучением Талмуда и галахических кодексов. Еще одно отличие состоит в том, что в прогрессивном иудаизме женщины учатся на раввинов наравне с мужчинами.

Функции реформистского раввина не сводятся к вынесению решений по вопросам Галахи. Обычно раввин руководит молитвами и читает проповеди по субботам и праздникам. При этом социальные и общественные проблемы занимают его не меньше, чем чисто религиозные. Он уделяет много внимания вопросам образования, неизменно сопровождает своих прихожан в ходе церемоний жизненного цикла, посещает больных и скорбящих. И, конечно же, руководит организацией и проведением праздников еврейского календаря.

В дополнение к этому, реформистскому раввину в Израиле зачастую приходится выступать перед широкой публикой с лекциями, разъясняющими позицию и мировоззрение прогрессивного иудаизма.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

10. В чем особенность подхода прогрессивного иудаизма к заповедям?

Галаха – это результат творчества еврейского народа, вдохновенного Божественным откровением. Галаха – это живой организм, гибкий и развивающийся. Следует рассматривать Галаху с позиций нравственности и морали. Если с течением времени какое-либо галахическое правило оказалось противоречащим морали из-за изменившихся обстоятельств, оно должно быть изменено так, чтобы соответствовать духу и смыслу Торы.

Плюрализм также является неотъемлемой частью Галахи. Несмотря на полемику между школой Гиллеля и школой Шаммая, мудрецы Талмуда признают, что и у тех, и у других – «слова Бога живого». И в наши дни мы должны признать, что существуют различные варианты еврейского образа жизни и обрядов, являющиеся следствием разных подходов к иудаизму, и потому галахические постановления должны учитывать плюралистический характер иудаизма.

Некоторые сферы Галахи неприемлемы сегодня для большинства евреев. Речь, прежде всего, идет об ограничении прав женщин, обрядах жертвоприношений, ритуального очищения и др. Опираясь на традиционные классические тексты, реформистские евреи в то же время исходят из исторического подхода и учитывают современное состояние общества и последние достижения науки.

11. Кто решает, какие заповеди выполнять?

В личной жизни каждый человек должен решать за себя и свою семью, какие заповеди следует соблюдать. Личный выбор, опирающийся на знания, чувство ответственности и солидарность с народом Израиля и его традициями – вот принцип, на котором основано соблюдение заповедей в прогрессивном иудаизме. В процессе поиска решения можно прибегнуть к совету раввина или к опыту других, но, в конечном итоге, только сам человек делает выбор, и никто не должен нарушать его личной свободы и доискиваться, что именно он соблюдает, а что – нет. Разумеется, каждый член общины принимает активное участие в образовательной работе внутри ее, и это тоже оказывает влияние на совершаемый выбор.

Община сама выбирает формы своей внутренней жизни. Раввин служит ей наставником, знатоком первоисточников, духовным авторитетом, но решения о том, какие заповеди соблюдаются в рамках данной общины, принимаются ею совместно с раввином. В общинах, где нет раввина, такие решения принимаются коллективом. По вопросам, касающимся всего Израиля и Движения прогрессивного иудаизма, решения выносятся Советом прогрессивных раввинов (МАРАМ). В определенных областях эти решения являются обязательными для всех реформистских раввинов (как, например, запрет смешанных браков, порядок прохождения гиюра); другие же решения служат скорее рекомендациями (например, состав молитвенника).

Отправной точкой служат галахические предписания раввинов, но они лишь составляют основу для личных решений верующих. Выбор заповедей – есть результат постоянного внутреннего диалога между верующим, общиной и движением в целом. При этом раввин помогает своими знаниями, советом, личным примером.

12. Что такое соблюдение субботы с точки зрения реформистов?

Ортодоксальный иудаизм подчеркивает, в первую очередь, галахические запреты, касающиеся работы в субботу. Реформистский иудаизм призывает исполнять заповедь во всей полноте: «Шесть дней делай дело свое, Суббота Господу, Богу Твоему». Тот, кто не трудится, не исполняет заповеди о Субботе. Реформизм видит в субботе, прежде всего, праздник, наполненный святостью и духовным подъемом. Чтобы вырваться из рутины обыденной жизни и провести один день в праздничной и радостной атмосфере, необходимо не только соблюдать субботние запреты, но и следовать соответствующим позитивным субботним предписаниям еврейской традиции:

Освящать Субботу – зажиганием свечей и благословением на вино, коллективной молитвой, чтением священных книг, а главное – размышлениями о возвышенном, на которые, как правило, у людей не остается времени в обычные дни.

В общих чертах реформистский еврей проводит субботу примерно так: он встречает ее в синагоге, возвращается домой на киддуш и трапезу, затем, возможно, встречается с друзьями. На следующий день он встает на утреннюю молитву и чтение Торы, отдыхает на лоне природы, проводит время за любимыми развлечениями и заканчивает субботний день hавдалой.

13. Как относится прогрессивный иудаизм к соблюдению кашрута?

Движение прогрессивного иудаизма в Израиле считает кошерность пищи важным элементом еврейской культуры и поощряет своих сторонников к соблюдению кашрута. По этому вопросу движение придерживается подхода, принятого в израильских государственных учреждениях и армии.

Решающий аргумент в пользу соблюдения кашрута в общественных местах не является чисто галахическим, но исходит из общенациональных соображений. Соблюдающие кашрут евреи могут есть только в тех местах, где подается кошерная пища; не соблюдающие же могут питаться в любом месте, вне зависимости от кошерности. Поэтому на общественных церемониях подается только кошерная еда, чтобы все могли на равных участвовать в трапезе. Что касается соблюдения кашрута на личном уровне, то оно рекомендуется в качестве важного фактора еврейского воспитания и образа жизни, но никакого раввинского контроля над семейной кухней не существует. Каждая семья имеет право и должна сама решать, в какой степени ей придерживаться законов кашрута. Либеральный подход оставляет личности широкую свободу в выборе решений. Соблюдение кашрута – один из ярких примеров того, как личный выбор человека согласуется с его окружением.

14. Процесс гиюра согласно принципам прогрессивного иудаизма

Основные требования к гиюру, предъявляемые судом реформистских раввинов, совпадают с традиционными, а именно: знание основ иудаизма, брит-мила (обрезание) – для мужчин, погружение в микве – для всех, принятие еврейского образа жизни. Помимо традиционных аспектов иудаизма (праздники, церемонии жизненного цикла, законы субботы и кашрута, молитвы и благословения), программа подготовки к гиюру включает изучение Торы, истории Израиля, знакомство с традиционной еврейской литературой.

Желающие пройти гиюр встречаются с одним из раввинов, и если тот убеждается в искренности намерений кандидата, то рекомендует начать процесс гиюра. Суд в составе трех раввинов беседует с кандидатом и в случае положительного решения направляет его на обучение к раввину или преподавателю движения. Обучение (на доступном языке) состоит из уроков и практического опыта еврейского образа жизни. Учащийся регулярно принимает участие в молитвах в синагоге и придерживается еврейской традиции дома. По завершении периода обучения проходит собеседование в раввинском суде. Затем переходят к формальной части гиюра: обрезание (для мужчин) и погружение в микве. В результате выдается удостоверение о гиюре, подписанное тремя членами раввинского суда.

Это удостоверение признается синагогами и раввинами реформистского, консервативного и реконструктивистского направлений в иудаизме во всем мире. Государство Израиль признает это удостоверение в качестве основания для смены записи «национальность» в реестре регистрации населения МВД. Благодаря решениям Верховного суда Израиля, реформистский гиюр, пройденный за пределами страны, признается основанием для репатриации. Однако ортодоксальный раввинат такой гиюр не признает.

15. Как относится прогрессивный иудаизм к еврейскому календарю?

Мы рассматриваем еврейский календарь как место встречи между Богом и Его народом, между личным и общественным, между человеком и природой.

Еврейские праздники принимали различные формы на протяжении столетий. Благодаря этому они сохраняли свое значение для еврейского народа. Наша задача – наполнить их новым содержанием, сделав близкими и понятными сердцу каждого современного еврея. На этом пути мы руководствуемся системой нравственных ценностей, а также учитываем новую реальность возвращения еврейского народа в Сион. Поэтому праздники Государства Израиль заняли достойное место в нашем календаре – это День независимости, День Иерусалима, дни памяти погибших воинов Армии Израиля и жертв Холокоста. Особое значение придается также празднику Ту би-Шват, отмечаемому посадками деревьев в Земле Израиля.

16. Чем отличается реформистский молитвенник (сидур)?

Реформистский иудаизм считает молитвенник (сидур) – собранием молитв, которые должны соответствовать чувствам современного человека. В них должны находить отражение и современная жизнь, и современная философия. Этой идеей руководствовались создатели первого либерального сидура, изданного в Германии в 1819 г. Впервые молитвы были переведены на язык страны проживания. В них нашли отражение взгляды составителей в том, что касается воскрешения из мертвых, мессианских времен, отношения евреев к другим народам и др.

В современном израильском реформистском сидуре «Труд души», также переведенном на русский язык, учтены все эти требования времени. Составлен он по традиционной схеме, но в него внесены дополнения, напоминающие о двух важнейших для евреев событиях XX века – Холокосте и создании государства Израиль. В сидуре отведено место новым датам еврейского календаря: Дню Катастрофы, Дню Памяти павших солдат, Дню Независимости. Женщины упоминаются в текстах молитв наряду с мужчинами.

17. Как проходит молитва в синагоге?

Реформистский иудаизм полагает, что каждой молитве следует уделять положенное ей время и внимание. Лучше вообще не произносить молитвы, чем делать это в спешке. В реформистской синагоге раввин и кантор, как правило, руководят коллективной молитвой, иногда с музыкальным сопровождением. Обычно они стоят лицом к публике, помогая новичкам следить за происходящим в ходе богослужения. В этом мы придерживаемся точки зрения Рамбама, утверждавшего, что говорящий должен обращать сердце к небу, а лицо – к людям.

Важно, чтобы молящиеся понимали и прочувствовали произносимые слова. Поэтому в молитву зачастую привносятся тексты и современных авторов. Разумеется, остается место и для личной молитвы. Для этого отводится несколько минут, как правило, после Амиды. Завершая молитву, во многих реформистских синагогах принято читать кадиш по погибшим в войнах и терактах и жертвам Холокоста.

18. Как относится прогрессивный иудаизм к обрядам бар и бат-мицвы?

И в этом вопросе прогрессивный иудаизм ратует за равенство полов. Согласно ортодоксальному подходу, женщины освобождены от исполнения большинства заповедей. Реформисты же полагают, что подобное ограничение неуместно в наши дни, когда родители в равной степени заняты работой, домашним хозяйством и воспитанием детей. Поэтому, и совершеннолетие девочек отмечается так же, как это принято у мальчиков – торжественным выходом к чтению Торы в синагоге.

Церемония бар-\бат-мицвы – это вершина, которой мальчики и девочки достигают в результате длительного периода подготовки, связанной не только с самой церемонией. Параллельно в процессе подготовки изучается и множество других тем: значение и смысл заповедей, еврейский календарь, служба в синагоге, а главное – нравственные обязательства каждого еврея перед своим народом.

19. Церемония бракосочетания в реформистском иудаизме

Церемония хупы (бракосочетания) в прогрессивном иудаизме, в целом, основана на традиционной церемонии. Но и здесь большое значение придается равноправию вступающих в брак жениха и невесты. Для придания церемонии освящения брака современного характера, раввины прогрессивного иудаизма вносят в нее некоторые дополнения, широко используя при этом творчество израильских авторов.

Обмен кольцами. В ортодоксальном иудаизме только жених надевает невесте кольцо, тем самым, посвящая ее себе, т. е., фактически приобретая. Для соблюдения принципа равноправия в прогрессивном иудаизме общепринято осуществлять обмен кольцами. Надевая кольцо на палец жениху, невеста произносит слова благословения, например: «Будь мне мужем по закону Моисея и Израиля» или фразу из Песни песней: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне». Таким образом, невеста, которой в ортодоксальном иудаизме отводится лишь пассивная роль, становится полноправной участницей церемонии.

Брачный договор – ктуба. Положение жениха и невесты в ходе церемонии бракосочетания служит отражением их отношений в будущей семейной жизни. Поэтому, если в ортодоксальном иудаизме ктуба представляет собой, в сущности, договор о приобретении женщины ее будущим мужем, то в прогрессивном иудаизме это – документ, в котором супруги обязуются любить и уважать друг друга, в равной степени делить все житейские заботы и невзгоды, вместе растить детей, воспитывая их в духе еврейской традиции. В прогрессивном иудаизме брачный договор составляется на основе равноправия сторон. В нем излагаются обязанности жениха по отношению к невесте, и невесты – по отношению к жениху. Раввин, составляющий брачный договор, может внести в него изменения с учетом пожеланий жениха и невесты относительно характера их будущей жизни. В отличие от традиционного текста ктубы, составленного на арамейском языке, реформистская ктуба, как правило, составляется на языке, понятном участникам церемонии, будь то русский, английский или современный иврит. Невеста подписывает ктубу наряду с женихом, раввином и свидетелями (в ортодоксальном иудаизме договор подписывают только мужчины).

Участие гостей, свидетели. В прогрессивном иудаизме придается большое значение участию всех гостей в церемонии бракосочетания. Поэтому раввин, сочетающий жениха и невесту браком, обращается не только к ним, но и ко всем присутствующим, разъясняя им смысл происходящего обряда. При желании гостям или родственникам предоставляется возможность произнести так называемые «семь благословений» либо дополнить церемонию своими собственными благословениями или пожеланиями. В отличие от ортодоксального иудаизма, не принимающего свидетельства женщин, в реформистской церемонии свидетелями могут выступать как мужчины, так и женщины.

20. Позиция прогрессивного иудаизма по вопросам запрещенных браков

Традиционная галаха запрещает некоторым категориям евреев вступать в брак с другими евреями. Например, потомкам коэнов (храмовых священников) запрещено жениться на разведенных или прошедших гиюр. Но больше всего ограничены в выборе супруга те, кого ортодоксальные раввины считают незаконнорожденными (мамзер).

Что касается коэнов, то в отсутствие Храма и института жертвоприношений, их религиозный статус мало чем отличается от положения простых евреев, и нет никаких оснований возлагать на них дополнительные ограничения. В отношении же незаконнорожденных, мы полагаем, что нет причин наказывать детей за проступки отцов. Поэтому реформистские раввины совершают подобные бракосочетания.

21. Положение женщины в прогрессивном иудаизме

Прогрессивный иудаизм настаивает на полном равенстве женщин во всех областях жизни – в теории и на практике. Мы не можем игнорировать те изменения, которые произошли в положении женщины со времен древности. Если сегодня женщина может занимать любые должности и делать карьеру в любой профессиональной области то, безусловно, она имеет право и должна занимать в иудаизме то место, которое соответствует ее интересам и способностям.
Именно поэтому в реформистских синагогах женщины не отделены от мужчин. Женщина имеет возможность читать Тору наравне с мужчиной. Она может вести общественную молитву, быть посвященной в раввины, служить кантором и занимать любую должность в руководстве общины и движения.

ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ

22. Как относится прогрессивный иудаизм к сионизму?

Либеральный иудаизм в Германии конца XIX века, а вслед за ним и американские реформисты определяли иудаизм исключительно как религию. Поэтому в момент возникновения сионизма они в целом его не приняли и не поддержали. Вместе с тем следует отметить, что среди видных деятелей сионистского движения был ряд реформистских раввинов, в том числе: Иегуда Лейб Магнес, один из основателей и первый президент Еврейского Университета в Иерусалиме, и Абба Гилель Сильвер, глава Американской сионистской организации.

Впрочем, уже в тридцатые годы XX века, под влиянием событий в Германии реформисты начали менять свои взгляды на сионизм. В 1937 г. в Колумбусе (США) была принята новая платформа реформистов, в которой высказывалась поддержка идеи возрождения Страны Израиля и создания в ней духовного центра еврейского народа. После создания Государства Израиль текст его гимна «Гатиква» был внесен во многие реформистские молитвенники. Хибру Юнион колледж – институт подготовки реформистских раввинов открыл свой филиал в Израиле. Позднее Всемирный союз прогрессивного иудаизма также перенес свой центр в Иерусалим. Реформисты создали в Израиле два кибуца на юге страны и поселение в Галилее, открыли образовательную программу по подготовке молодежи к службе в армии обороны Израиля. Сегодня реформистский иудаизм является неотъемлемой частью Всемирной Сионистской организации, и его представители входят в состав руководящих органов Еврейского Агентства (Сохнут).

23. Отношение прогрессивного иудаизма к неевреям

«Один Отец у нас, и один Бог нас создал». Эта фраза выражает принципиальную позицию прогрессивного иудаизма. Всякий человек создан по образу и подобию Божьему, и поэтому нужно уважать всякого человека, заботиться о его благосостоянии, относиться ко всем с должным вниманием, не делая различий по религиозному, расовому или половому признаку. Из изречения наших мудрецов, гласящего, что «тот, кто спасает одну душу, спасает целый мир», прогрессивный иудаизм делает вывод, что ценность и святость жизни человек не зависит от того, принадлежит ли он к еврейскому народу.

Тора требует от нас возлюбить «пришельца, живущего среди вас». Эта заповедь касается, прежде всего, евреев, живущих в Земле Израиля, поскольку здесь мы являемся большинством. И наш долг стремиться к взаимопониманию и заботиться о равноправии всех граждан страны, независимо от их происхождения.

В других монотеистических религиях прогрессивный иудаизм видит проявление веры и религиозных чувств людей разных национальностей. Прогрессивный иудаизм не утверждает превосходства иудаизма над другими религиями и ведет с ними конструктивный межконфессиональный диалог. В то же время мы выступаем против миссионерства и деятельности всевозможных сект мистического характера, пытающихся завладеть душами неискушенных людей.

24. Как относится прогрессивный иудаизм к смешанным бракам?

Прогрессивный иудаизм выступает против смешанных браков. В то же время мы признаем, что такие браки являются реальностью в современном мире. Поэтому вместо того, чтобы бороться с ними путем запретов, следует сосредоточить усилия на том, чтобы потомки таких браков оставались частью еврейской общины, получили еврейское образование и имели возможность пройти доступный гиюр.