+7 (812) 237-00-80
+7 (812) 946-28-83
Санкт-Петербург, ул. Мичуринская, д.1, лит. А пом. 21-Н (напротив крейсера "Аврора", вход со двора)
Статьи

ЛИТУРГИЯ И РЕФОРМА

История реформы традиционного еврейского богослужения неразрывно связана с бурными событиями, произошедшими на карте европейского континента в Новое время. Появление новых политических форм управления государством, климата свободы и равноправия, заложение основ нового, свободного от предрассудков общества не могли обойти стороной еврейскую общину, находившуюся многие столетия в стенах гетто. Изменение традиционных общинных устоев и возможность стать полноправными членами гражданского общества не могли не сказаться на отношении немалого числа сынов и дочерей Израиля к традиционным устоям синагогальной жизни. Традиционная синагога как Дом Собрания и Дом Учения воплощала в себе, по их мнению, жизненный путь прошлого поколения, гонимого и притесняемого, находящегося вне истории и окружаещего нееврейского общества.

Нужно отметить, что стремление к обновлению и наведению в еврейской литургии порядка с эстетической точки зрения началось задолго до появления реформированных синагог и молитвенников. В самом начале инициатива исходила от традиционно настроенных раввинов, желавших лишь придать более благообразную форму общинному богослужению. Согласно этому подходу, в первую очередь было необходимо «очистить» традиционный молитвенник от многочисленных «изъянов», исходящих от влияния Каббалы. Эти «изъяны» выражались в отрывках из книги «Зоhар» и религиозных гимнах (пиютим), в большинстве своем на арамейском языке, которые вошли в различные нусахим благодаря активной творческой деятельности каббалистов Цфата в 16-ом веке. И хотя эти изменения не шли в разрез с религиозным законодательством, их в полной мере можно считать первыми попытками реформирования традиционных молитвенных порядков.

Несколько лет спустя, в начале 19-го века, наблюдаются первые конкретные попытки не только «очистить» молитвенник от более поздних наслоений, но и затронуть основные аспекты традиционного богослужения. Эти нововведения связаны во многом с деятельностью Исраэля Якобсона, видной общественной фигуры еврейской общины Германии тех лет. Сначала в основанной им синагоге города Зессена, а затем и в Берлине проводились службы по новому образцу: был отменен повтор молитвы «посланником общины» (шалиах цибур); была отменена дополнительная молитва Мусаф; были укорочены хвалебные гимны (псукей дезимра); были изменены отрывки, упоминающие надежду на избавление и возвращение в Страну Израиля; чтение Торы проходило согласно сефардскому произношению и была введена проповедь (драша) на языке страны. Но первым реформированным молитвенником, выпущенном в свет, стал молитвенник Храма в Гамбурге «Седер hа-авода» (1819), вобравший в себя большинство идей и теологических взглядов берлинского круга.

С распространением идей реформирования еврейской религиозной жизни и фактической трансформацией традиционных общин в реформистские возникла необходимость во всякого рода конференциях представителей реформистского течения в иудаизме. На них затрагивались многочисленные вопросы, связанные с ежедневной религиозной практикой, и, в частности, с проведением богослужений согласно духу эпохи. Теологические нововведения, обсуждавшиеся на этих конференциях, нашли свое место в молитвеннике, изданном р. Авраамом Гейгером в 1845 году под названием «Седер hа-тфила двар йом бэйомо». Говоря о теологии молитвенника Гейгера, необходимо упомянуть те принципы, которые были отражены на страницах изданного им сидура: отрицание воскрешения мертвых; отсутствие просьб о восстановлении культа жертвоприношений, избавлении от гонений, о приходе Машиаха и возвращении в Сион; изменение концепции избранности Израиля; пересмотр теологии траурных дней и постов (в частности, смысла Девятого Ава); иное отношение к заповедям, установленым мудрецами (мицвот дерабанан).

Во второй половине 19-го века центр деятельности реформистского течения в иудаизме переместился в США, и за ним сразу же последовало бурное литургическое творчество. Стоит отметить два важнейших молитвенника американского реформистского еврейства, «Минhаг Америка» р. Ицхака Меира Вайза (1857) и «Олат Тамид» р. Давида Айнхорна (1858). Если первый отличался определенной умеренностью и во многом отвечал принципам Гейгера, то второй был крайне радикальным по своему содержанию и структуре. Но именно «Олат Тамид» послужил литургической основой знаменитого «Union Prayer Book» (1894), ставшего молитвенником для всех реформистских общин Северной Америки. Начав свой путь с идей рационализма, прагматизма и универсализма, или, если использовать формулировку Канта, с идеи «чистого разума», молитвенник реформистского еврейства США со временем вернулся к более традиционным основам, возвратив на свои страницы многие прежде отвергнутые ритуалы и молитвы. Первой серьезной ревизией идей классического реформизма стал молитвенник «Шаарей тфила» (1975), и буквально в наши дни вышел в свет новый молитвенник «Мишкан тфила» (2007), где вновь говорится и об избранности, и о Земле Израиля, и даже о воскрешении мертвых.

Знаменательным событием в истории реформистской литургии является появление на свет израильского молитвенника «hа-Авода шебалев» (1982), на страницах которого нашли выражение исторические события национального масштаба, произошедшие в 20-ом веке: Катастрофа и Героизм европейского еврейства и возрождение независимого Государства Израиль. Русская редакция этого молитвенника, «Труд души», стала неотъемлимой частью религиозной деятельности всех общин Движения Прогрессивного Иудаизма в СНГ, многих общин Германии и Израиля. И в наши дни продолжается постоянный поиск новых литургических форм, освящающих нашу повседневную жизнь и отвечающих духовным запросам современного еврея.

Раввин Стас Войцехович.